Однако он заслуживает намного большего. Его результаты поразительны. Он впервые разгоняет туман. В связи с запретом «этнической» статистики во Франции, у нас нет никакой картографии мусульман. Наука задвинута в сторону, точных сведений нет, и все сводится к интуиции и идеологии. Здесь, как и во многих полемических вопросах, можно найти аргументы в поддержку как одного, так и другого мышления. Оптимисты скажут, что интеграция мусульман протекает медленно и трудно, но она все же идет, и нам следует запастись терпением. Пессимисты же считают, что это невозможно, что интегрировавшая бретонцев, итальянцев и евреев французская модель спотыкается об ислам, особую религию. Поэтому нам нужно отстаивать нашу собственную идентичность и забыть о терпимости.
Исследование должно было бы, как минимум, дать толчок для проведения прочих работ подобного рода, чтобы опровергнуть его, подтвердить или уточнить. Оно должно было бы привести к кардинальному пересмотру государственной политики.
Инструмент восстания
Его результаты поразительны в том плане, что ислам используется значительной частью мусульманской молодежи (28% или 12% в зависимости от того, что считать) «как инструмент восстания против французского общества и Запада в целом», — пишет его автор Хаким эль-Каруи (Hakim El Karoui).
Хочу подчеркнуть, что 28% — вовсе не то же самое, что 12%, но в любом случае это очень серьезный момент для исламских деятелей, поскольку их вера используется в качестве инструмента неповиновения. Не менее серьезно это и для политического руководства, потому что эта тенденция не идет на спад, а набирает обороты. Причем происходит это по экономическим и геополитическим причинам (ближневосточные конфликты), которые выходят далеко за пределы Франции.
Все это подчеркивает ничтожность споров политических партий о числе полицейских или аресте потенциальных террористов. Оно демонстрирует, что силовой ответ недостаточен и даже может оказаться контрпродуктивным, потому что репрессии влекут за собой усиление радикального настроя. Об этом свидетельствует принятый 12 лет назад запрет на ношение хиджаба в школе. Как говорится в исследовании, сегодня «около 60% из 1029 респондентов считают, что девушки могут носить хиджаб в средних и старших классах». Вы не ошиблись: 60%. «Кроме того, вопреки распространенному мнению о том, что мужчины настроены более консервативно, чем женщины, с ношением хиджаба не согласны 26% мужчин и всего 18% женщин. (…) Эти результаты свидетельствуют об идеологической привязанности значительной части мусульманок к ношению хиджаба вплоть до принятия паранджи, которая полностью скрывает лицо (28% женщин)». Хиджаб становится инструментом протеста, демонстрацией «исламской гордости». В такой ситуации несложно понять, почему запрет ношения лишь добавляет ему престижа.
Спокойствие. Ислам во Франции, как говорит Институт Монтеня, представляет собой «с одной стороны, молчаливое большинство, которое очень часто следует заветам веры, но не конфликтует с нормами французского общества. С другой стороны, это ощущающее тягу к фундаментализму меньшинство, которое использует ислам для бунта». Большинство мусульман интегрируются и уважают ценности республики. Молодежь из пригородов бунтует? Ну, так вспомните о фильме «Ненависть» Кассовитца (Mathieu Kassovitz) 1995 года. Ничего нового. Хотя радикальное поведение молодых мусульман говорит, что со временем лучше ситуация не становится. Внешние (втянутые в игру западных великих держав арабские страны, палестино-израильский конфликт) и внутренние причины (плохая успеваемость в школе, низкая квалификация, дискриминация при трудоустройстве…) способствуют обострению.
Исследование говорит только об этом, но и это уже поразительно. Мы движемся к усилению, а не ослаблению проблем с интеграцией. «Можно сожалеть об этом, приветствовать это, бороться с ним или же уважать его, но факт остается фактом. С ним нужно работать в сложившейся сейчас обстановке неограниченной террористической агрессии во имя ислама, которая вызывает у многих французов тревогу по поводу существующей тенденции к самоутверждению на основании идентичности и религии или даже теологии и политики».
Так что же делать? Прежде всего, ознакомиться с этим поведением и его причинами. Давно пора снять запрет на сбор этнической статистики. Далее, Институт Монтеня предлагает государству помочь мусульманам самим взяться за борьбу с фундаментализмом. Разобраться с двусмысленностями, обеспечить финансирование, положить конец контролю из других стран… Французское правительство не раз пыталось организовать французский ислам, но его неизменно ждала неудача. Теперь оно перекладывает все на плечи Жана-Пьера Шевенмана (Jean-Pierre Chevènement). Это важная работа, которая может дать куда больше, чем репрессии. Причем касается это образования, труда, городской политики. Здесь провал совершенно очевиден. Все ведомства, от школ до Министерства Труда, на самом деле просто опустили руки. Институт Монтеня призывает нас скорее открыть глаза. И все мы ждем предложений от кандидатов на будущих президентских выборах.